Затишье после бури

Можно ли подготовиться к рейдерской атаке заранее? Как встретить нападающих во всеоружии? Что привлекает внимание рейдеров? Паузу, наступившую в Санкт-Петербурге, который в прошлом году буквально лихорадило от попыток захвата предприятий, специалисты советуют использовать для того, чтобы продумать систему противодействия. О том, как именно можно защитить предприятие и его активы, говорили участники круглого стола, прошедшего в феврале в редакции журнала`Top-Manager`.

СЕРГЕЙ ЗИМИН,

директор по правовым вопросам

Регионального агентства управления долгами (РАУД)

— Интересы собственника и интересы менеджера не всегда и не во всем совпадают. Это и есть самое слабое место, которое ищут рейдеры. Я не говорю сейчас о черном рейдерстве с подменой документов, подделками. Я говорю о том, что принято называть корпоративными конфликтами, слияниями и поглощениями. Это то самое слабое место, на которое направлен интерес рейдерских групп, то, с помощью чего они добиваются своей цели и зачастую наносят крупный ущерб компании. Защита от подобных атак подразумевает индивидуальное создание для каждой компании определенной системы, некоего алгоритма, направленного на защиту как самой компании,ее имущественного комплекса, бизнеса в целом, так и на защиту конкретных активов.

МИХАИЛ ФЕДОТОВ,

адвокат, член Областной палаты адвокатов, член коллегии адвокатов «Право-Гарант»

- К сожалению, я не вижу здесь ни одного представителя правоохранительных органов. К сожалению, потому что считаю, что защита прав акционеров, собственников и топ-менеджеров компаний — это в том числе и их забота, возложенная на них законом. Александр Семенович (Утевский. — ТМ) затронул тему законодательного регулирования. Безусловно, закон регулирует порядок защиты от рейдерских атак. Но нам требуется серьезная адаптация ныне действующего законодательства к сегодняшним событиям. Ни для кого не секрет, что первые захваты — это были войны акционеров, когда скупали пакеты акций и предприятие переходило из рук одного собственника или многих мелких собственников в руки нового крупного владельца. Сегодня мы сталкиваемся с новой проблемой. О ней знают все, однако мы боремся с ней постфактум. Не идем впереди, а догоняем. В качестве рекомендации хотелось бы отметить следующее: отличных качеств руководителя зависит многое, он должен принимать основополагающие решения, но и должен делегировать часть полномочий сотрудникам, которым доверяет.

журнал "Top-Manager", № 3 (69) март 2007 г.